среда, 20 декабря 2023 г.

 Особенности речевого развития детей 6 – 7 лет. 

Рекомендации и советы родителям  

Шестилетний ребѐнок свободно общается со сверстниками и взрослыми, обсуждая всѐ, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми. 

Игра по-прежнему является главной деятельностью для дошкольника шести лет. Только в игре он усвоит и поймѐт новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки. Для игр со сверстниками и с детьми постарше нужна развитая речь, иначе очень непросто наладить тесное взаимодействие, удовлетворить очень важную для маленького человека потребность в общении, в выражении эмоций. В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации. А хорошо развитая речь к семи годам поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. 

Какие же особенности речевого развития ребенка 6 – 7 лет в норме? 

Звукопроизношение

Звуки родного языка в этом возрасте практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чѐтко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шѐпотную речь, широко используют интонацию. Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы: 

• Смазанное произношение слов и фраз, нечѐткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи; 

• Нечѐткая дифференциация звуков на слух, когда ребѐнок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.

• Неправильно поставленное ударение: шОфер – шофЁр, звОнит – звонИт. 

Словарь

Дети в этот период имеют в словаре от 3000 до 5000 слов. Но в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее. Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами. 

В количественном и качественном отношении речевая сторона речи детей седьмого года жизни достигает высокого уровня. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и легковая, а не просто машина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать наиболее точные синонимы к качествам, свойствам, действиям. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений (белый как снег). 

У многих детей 6 – 7 лет можно наблюдать ценнейшее качество – «чутье родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова. Они получают удовольствие от каламбура, когда вместо одного значения слова используется другое, сходное по звучанию. 

Грамматический строй речи

В процессе речевого общения дети 6 – 7 лет употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Однако нередко вместо точного названия предметов дают его описание («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить 

Хотя речь шестилетнего ребѐнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах». Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». 

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом. Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях. В этом возрасте они могут полным и развѐрнутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в чѐткую и ясную форму. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии. 

Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдѐт или могло бы произойти, но ещѐ не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории. 

Ещѐ одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра. Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий. Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры. 

Таким образом, в речи ребенка 6 – 7 лет почти не встречается грамматических ошибок, правильно произносятся все звуки, речь четкая. Словарный запас позволяет создавать образные и яркие высказывания. 

Но как же понять, какие несовершенства высказываний относятся к вариантам нормы, а какие сигнализируют о том, что с речевым развитием ребенка есть проблемы? Для детей, у которых есть проблемы с речевым развитием, характерны следующие недостатки усвоения родного языка: 

 Отсутствие большого количества звуков или замена одних звуков другими, может недоставать несколько звуковых групп: свистящих, шипящих, сонорных (р, л); 

 Слова из 4 – 6 слогов произносятся искаженно, в них не хватает звуков и целых слогов, слоги могут переставляться, заменяться другими (молоток — мотолок, простокваша — постоквашина); 

 Словарный запас беден, в нѐм не хватает сложных существительных, очень мало прилагательных, отмечается большое количество замен (чашка — кружка, аист — цапля, клубника — земляника, юбка — платье, лось — олень, готовит — варит, шьѐт — вышивает, большой — высокий, широкий — длинный); 

 В предложениях часто пропускаются предлоги, высказывания малопонятны, дети не в состоянии озвучить то, что они думают.

Очень важно определить, существуют ли у вашего ребенка проблемы в речевом развитии до поступления в школу, пока есть время обратиться за помощью к специалисту и с помощью грамотных занятий нивелировать эти недостатки. 

Развитие речи 6 – 7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребѐнка сил родителей и педагогов. Грамотная речь поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой. Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека. Предлагаем вам несколько конкретных практических советов для развития речи ребенка 6 – 7 лет. 

1. Артикуляционная гимнастика: Для тренировки мышц, отвечающих за правильную артикуляцию звуков, можно делать специальную гимнастику (упражнения есть в огромном количестве в свободном доступе в интернете), предлагайте жевать твердую пищу, делайте массаж языка (например, с помощью зубной щетки, специального силиконовой насадки). Учите детей произносить пословицы, скороговорки, поговорки, декламировать стихи, обращая внимание на правильную артикуляцию звуков. 

2. Развитие мелкой моторики. Точные движения пальцев детей 6 – 7 лет очень важны для будущего обучения письму. И в этом деле нужно отдавать приоритет не многочисленным упражнениям в прописях, а специальным заданиям по развитию мелкой моторики и установлению связи между глазом и рукой, таким как: • расстегивание и застегивание пуговиц, сложных застѐжек, шнуровка; 

• собирание моделей конструктора, например, «Лего» по предложенному образцу; 

• плетение из ткани, ниток, бумаги; 

• отвинчивание и завинчивание болтиков и шурупов детского конструктора; 

• штриховка, раскрашивание рисунков; 

• выкладывание по образцу мозаики; 

• написание графических диктантов. Желательно, чтобы ребѐнок хорошо ориентировался на плоскости листа, мог провести линию по клеточкам вверх, вправо, влево, вниз. Эти умения пригодятся, когда он начнѐт осваивать правильное написание букв и цифр. 

3. Развитие фонематического слуха. На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребѐнка, чем знание букв. Без этих умений ребѐнок не читает, а механически заучивает слоги и слова. 

Сначала нужно научить ребенка выделять из речи слово, а затем уже из слова выделять звуки. Для этого используют различные игры, где взрослый произносит слова, выделяя какой-нибудь звук. Задача ребѐнка – определить есть этот звук в слове или нет. 

Постепенно усложняя задачу, детей учат искать эти звуки в начале, в конце, и в середине слова. Для звукового анализа слова можно использовать карточки двух цветов (красный и синий). Начинать нужно с простых по звукослоговому строению слов, например, состоящих из трѐх звуков: кот, дом, лук, где эти звуки произносятся чѐтко и ясно. Ребѐнок должен назвать звук и закрыть фишкой клеточку. 

Закрепив эти умения, взрослый учит детей различать гласные и согласные звуки (произношению одних мешает язык, губы, зубы, а другие произносятся без помех), мягкие (губы больше улыбаются) и твѐрдые, звонкие (есть вибрация) и глухие звуки. Фишки для звукового анализа слова уже становятся разноцветными: красные (гласные), синие (твѐрдые согласные), зелѐные (мягкие согласные). Слова для анализа уже предлагаются более сложные — из 4 – 5 звуков. 

Постепенно мы усложняем задания, взрослый выкладывает схему слова, а ребѐнок должен или подобрать картинки к ней, или придумать своѐ слово (слово, где заданный звук находится на первом, втором, третьем и т.д. месте). Придумываем цепочки, подбираем слово на последний звук, например, санки-ива-август-топор. И только после прочного усвоения этих умений можно начинать знакомство с буквами. Вот такой важный подготовительный период предшествует обучению грамоте. Миновать этот этап не получится, подобные упражнения помогают детям легко овладеть навыками чтения и безошибочного письма, что способствует нормальному обучению по школьной программе. 

4 Расширение пассивного и активного словаря.

Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает. 

Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, но и синонимы, которые делают речь более красочной, также используйте метафоры и эпитеты, яркие выражения («на скорую руку», «ни свет, ни заря»). Рассказывайте ребенку, что некоторые слова имеют образные значения («солнце село», «бегут минутки»). 

Очень полезны будут следующие игры для детей на обогащение словарного запаса: 

• Игра «Наоборот» (подборе антонимов). Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»). Сахар сладкий, а лимон ... Луна видна ночью, а солнце ... И т.д. 

• Игровое упражнение «Скажи по-другому» (подбор слов, близких по смыслу). Чистый воздух (свежий воздух). Большой (громадный, огромный). 

• Игра «Какой предмет?» (подбор к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать). Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ... 

• Сюжетные картинки на расширение запаса глаголов. Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений – все это является необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их родному языку. 

5. Формирование грамматического строя речи. Для развития навыка согласовывать слова и составлять предложения мы рекомендуем вам следующие упражнения: 

• Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежокснежинка-снегопад; 

• Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы; 

• Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал; 

• Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил; 

• Образовывать прилагательные от существительных: относительные: малиновый, деревянный, дубовый, притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин; 

• Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров; 

• Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под. Также существуют различные упражнения на словообразование: 

• «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Кровать – кроватка; стул – стульчик; 

• «Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. 

• «Назови детенышей», «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: Кто родился у коровы? А если не один? (телята). Кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок). 

• «Доскажи словечко». Мальчик из школы … (выходит). Шофѐр к машине … (подходит).

• Образование сложных слов: сам летает – самолет, сам катится – самокат и т.д. Упражнения на словоизменение: 

• «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже). Платье – я мечтаю о платье. 

• «Один – много» (Стул - стулья… Столы - стол…); 

• «Есть – нет» («У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет, свежей капусты); 

• «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров.

• «Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно. В корзине лежит один (огурцы). В лесу растѐт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке. 

5. Связная речь. Рекомендуем вам поиграть с ребенком в следующие упражнения: 

• «Кого я вижу, что я вижу». В эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. 

• «Объясните, почему…». Это упражнение научит правильно строить предложения с причинноследственной связью. Предложите закончить предложения: Вова заболел, потому что … Лед на реке растаял, потому что … 

• «Правильно или нет?» (находим грамматические ошибки, справляем их и объясняем, почему правильно так). «Можно ли так сказать?» Мама ставит вазу с цветами в стол. Когда хотят что-то купить теряют деньги. 

• «Найди ошибку» (находим смысловую ошибку в предложении). «Скажите, все ли в верно предложении. Как его нужно исправить?» Зимой в саду расцвели яблоки. Мальчик стеклом разбил мяч. 

• «Зачем нам эти вещи» (используем в речи сложноподчинѐнные предложения). «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

Удачи вам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий