воскресенье, 14 мая 2023 г.

 Ваш ребёнок на пороге школы. Советы от учителя-логопеда.

 У многих детей огромное желание переступить порог школы!  Дети волнуются о том, найдут ли  новых друзей, какие отношения у них будут с учителем и с одноклассниками, будут ли успешными их занятия. 

Уровень тревожности Вашего ребёнка зависит от того, как он умеет вести себя в обществе. Общение – это главное в любом коллективе. А для Вашего ребёнка 1 класс – это новый коллектив, где ему должно быть комфортно.

Часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями. Речевые дефекты могут ограничивать возможности адаптации ребенка в социальной среде (в классе, в школе). Это может, в свою очередь, порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения и т.д.

Правильное звукопроизношение, безусловно, очень важная часть речи. Если ребёнок произносит звуки речи неверно или не произносит их вообще, то его речь бывает смазанная, нечёткая, непонятная для окружающих. Как правило, в таких случаях, дети испытывают трудности в общении с одноклассниками и с окружающими. Бывает так, что дети стесняются обратиться с просьбой, с вопросом, стесняются рассказывать о себе, отвечать на вопросы. Как итог — ребёнок испытывает трудности в общении, что чаще всего означает психологический дискомфорт.


Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада. Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы. Приходя на консультацию, часто родители первоклассников делятся такой проблемой, что на вопрос: "Чем сегодня занимались в школе?" мало кто из родителей получает вразумительные ответы .  Дети будут затрудняться ответить на этот вопрос или отвечать одним словом. Задача родителей — помочь ребёнку ответить. Задавайте такие вопросы, чтобы ребёнок был вынужден отвечать полным предложением, подталкивайте его к рассказу, больше интересуйтесь его успехами и проблемами. Поддерживайте диалог. Старайтесь, по возможности делиться и своими успехами с ребёнком. Это, плюс ко всему, сблизит вас с ребёнком.

Итак, чем же Ваш ребёнок должен владеть в плане речевого развития, собираясь в 1 класс, и чем Вы, родители, можете ему помочь в течение этого времени, которое у Вас осталось до поступления в школу:

Чтобы подготовиться к овладению письменной речью:

1. Ребёнок должен правильно произносить все звуки речи.

Родители могут помочь, выполняя рекомендации логопеда детского сада, вместе с ребёнком выполнять артикуляционную гимнастику, следить за звукопроизношением, поправлять в произвольной речи звуки, над которыми ребёнок работает.

2. Ребёнок должен владеть основами звуко-слогового анализа и синтеза, то есть: выделять первый и последний звук в слове, замечать наличие определённого звука в словах.

Родители могут помочь  развивать фонематический слух (способность человека воспринимать звуки речи). Предложите ребёнку поиграть в слова: по очереди подбирайте слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова. Эта игра, кроме развития способности слышать и выделять звуки речи, способствует обогащению словарного запаса.

Можно поиграть таким образом: придумываем слова, которые начинаются на задуманный звук, затем усложняем, подбираем слова, чтобы этот звук был на конце слова, затем в середине. Эти задания являются более сложными.

Игра «Хлопушки»: Загадываем звук, который нужно поймать в «хлопушки». Родители называют слова в которых есть загаданный звук и в которых его нет. Ребёнок услышав задуманный звук, должен хлопнуть в ладоши (поймать его в хлопушку)

3. Для успешного овладения графическим начертанием букв у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая ручная моторика.

Родители могут помочь, предлагая ребёнку картинки-раскраски, штриховки, различные задания на обведение картинок и фигур. Причём нужно объяснить ребёнку, что различные детали можно раскрасить по-разному: вертикально, горизонтально, располагая штрихи по кругу и т.д. Важно, чтобы ребёнок не поворачивал при этом книжку или лист бумаги, а учился владеть своими движениями. Обратите внимание на то, верно ли Ваш ребёнок держит ручку и карандаш. При неверном положении руки постарайтесь объяснить ребёнку как правильно и контролируйте этот процесс сами, так как у детей самоконтроль развит слабо.

Предлагайте своим детям собирание мелкого конструктора и мозаики, выполнение аппликации из бумаги и природного материала, вырезание из бумаги

геометрических фигур или фигурок животных, лепку из пластилина и глины, завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды, бисероплетение. Если Ваш ребёнок заинтересуется, то можно научить его вышивать или, например, вязать крючком. Обратите внимание на то, как Ваш ребёнок держит ручку и карандаш.

Хорошо писать с ребёнком «графические диктанты». На листке в клеточку от точки поставленной в определённом месте вести ручкой (карандашом) под диктовку родителей. Например: две клеточки вправо, четыре клеточки вверх, три клеточки вправо, одна клеточка вниз и т. д. Хорошо, если родители заранее продумают рисунок, который должен получиться у ребёнка. Кроме развития мелкой моторики, при успешном выполнении задания у ребёнка появляется гордость за свою работу и создаётся ситуация успеха, что повышает самооценку ребёнка. Также этот вид работы развивает пространственное восприятие.

4.Пространственное восприятие — умение ориентироваться в пространстве. Казалось бы, какое отношение имеет пространственное восприятие к речи? На самом деле неумение ориентироваться в пространстве приводит к трудностям на письме. Дети пишут цифры и буквы в зеркальном отражении. Кроме графических диктантов можно предложить детям такие упражнения в виде игры: «Подними правую руку вверх, согни левую ногу в колене, дотронься левой рукой до правого уха» и т.д. Гуляя с ребёнком на улице чаще задавайте вопросы типа «с какой стороны от тебя находится... (например фонтан или какой-то памятник)?» или «что сейчас находится слева от тебя?». Таким образом, вы развиваете умение ориентироваться в пространстве и побуждаете ребёнка к активной мыслительной деятельности.

Игра «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».

5. Обращайте внимание на состояние грамматического строя речи ребёнка. Как он называет один или много предметов (ведро — вёдра, ухо — уши, стул — стулья и т. д.), уместно ли использует предлоги в предложениях, верно ли согласует слова в роде, числе.

6. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить длинные слова типа: балалайка, экскаватор,  сковорода и т. д. Если ребёнок систематически допускает ошибки, значит, возможно, у него нарушение звуко-слоговой структуры речи. Следует обратиться к специалисту за консультацией. Заучивайте с ребёнком стихотворения, скороговорки, чистоговорки, потешки. Хорошо, если ваш ребёнок занимается музыкой или танцами. Это развивает чувство ритма и помогает преодолеть такие трудности в речевом развитии.

7. В последние годы хочу отметить бедность словарного запаса у детей, приходящих в 1 класс. Объяснить это можно недостаточным общением с детьми со стороны взрослых, а также негативное влияние современных гаджетов. Находите время на игры и разговоры с детьми. Словесные игры удобны тем, что на них не нужно выделять отдельное время, в них можно играть, когда вы готовитесь вместе к ужину или, например, ведёте ребёнка из детского сада. Также не нужно покупать никакие дорогостоящие приспособления, значит, они доступны для всех. Предложите ребёнку поиграть, например, в такую игру: «Давай подберём как можно больше слов , которые подходят к слову «капуста», «листочек», «снег» (любое другое слово, всё что видите вокруг себя). Капуста какая? … зелёная, круглая, твёрдая, полезная, хрустящая, вкусная, квашенная, свежая.... и так далее. Если ребёнок затрудняется, дайте ему потрогать, попробовать, пожевать, помогите подобрать слова наводящими вопросами. С каждым разом у ребёнка будет получаться всё лучше. Или «Какое варенье (сок, суп, кашу и т. д.) ты любишь?» Ребёнок отвечает, например, «малиновое». «Из чего его варят?», «А какое варенье варят из яблок?», «А из груш, слив, брусники... (вспоминайте все фрукты, ягоды и обогащайте словарный запас ребёнка)

8. Ну и, наконец, развитие связной речи, как средство коммуникации. Умение ребёнка отвечать на вопросы и самому их задавать, составлять рассказы по картинке, рассказать о себе и своей семье, своих увлечениях, любимых занятиях и блюдах, питомцах и обо всём, что ребёнка интересует. Обязательно находите время на то, чтобы выслушать ребёнка. Он должен быть уверен в том, что Вы интересуетесь его жизнью. Только умея слушать сами, мы сможем научить этому своих детей. Очень сложно детям даётся пересказ текста. С целью развития умения пересказа я рекомендую родителям читать детям книги на ночь, независимо от того читает ребёнок сам или нет. Выбирайте книги интересные и доступные ребёнку для понимания в соответствии с возрастом. Для 5-7 лет я могу предложить таких авторов как Николай Носов, Эдуард Успенский, Виктор Драгунский. Рассказы для пересказа должны быть небольшими по объёму, понятны, интересны и близки детям. Заведите в своей семье ритуал: читаем книгу ребёнку на ночь, желаем спокойной ночи, ложимся спать... На следующий день чтение на ночь начинаем с того, что ребёнок пересказывает то, о чём прочли вчера, сам или с помощью родителей, а затем читаем книгу ребёнку на ночь, желаем спокойной ночи, ложимся спать... И так ежедневно. Таким образом, вы не только поможете освоить ребёнку пересказ, но и привьёте любовь к чтению, к книгам, а также это психологически сблизит Вас с Вашими детьми.

В заключение своих рекомендаций хотелось бы сказать о самом главном: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребенка, с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей, связанных с овладением письмом и чтением.

УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий